Езда на мотоцикле зимой кажется многим людям чем-то экстремальным. Скользкая дорога, летящая из-под колес машин смесь снега, грязи и реагентов, холодный встречный ветер – все это отталкивает многих от зимних поездок на любимом байке. Но для некоторых людей это необходимость: например, для жителей пригорода, которые таким образом добираются на работу. А кто-то настолько любит езду на мотоцикле, что и зимой не хочет ставить его в гараж и ждать теплого времени года.
Если заранее приобрести всю нужную экипировку и правильно подготовить свой байк, можно спокойно ездить на нем даже в сильные морозы, снег и гололед. Выезжать на летней резине без специальной одежды ни в коем случае нельзя – это опасно. Можно запросто попасть ДТП или серьезно заболеть. Вот несколько советов, как ездить на мотоцикле зимой, не подвергая свою жизнь и здоровье опасности.
Техническое оснащение мотоцикла
В первую очередь стоит подумать о подготовке двухколесного транспорта к низким температурам. Нужно обязательно установить ветровое стекло, если его снимали на лето. Оно защитит вас от встречного потока холодного воздуха, а также вашу одежду от брызг дорожной каши. Даже при сравнительно небольших морозах понадобится подогрев ручек, ветрового стекла, сиденья.
Чем холоднее на улице, тем хуже заводится мотоцикл – двигатель не прогревается. Из-за этого вырастает расход топлива. Застывшее масло в коробке передач приводит к тому, что трансмиссия работает туго. Чтобы ездить зимой, нужно уделить внимание следующим узлам вашего байка:
- Двигатель. Необходимо защитить его от переохлаждения. Для этого перед цилиндром можно поставить щиток, защищающий его от охлаждения встречным воздухом. Как вариант – надеть поверх двигателя специальный чехол из медной сетки.
- Коробка передач. Для зимней езды необходимо заменить летнее масло на продукт с меньшей вязкостью, маркированные 85w, 80w, 75w или 70w. Иначе трансмиссия будет работать плохо, что выльется в дорогостоящий ремонт.
- Свечи зажигания. На зиму стоит поменять стандартные на такие, у которых калильное число будет поменьше. Тогда они будут быстрее прогреваться, и мотоцикл быстрее заведется.
- Масло амортизаторов. Оно тоже застывает при низких температурах, и байк становится «жестким», ухудшается качество управления. Поэтому лучше заранее залить более жидкое масло.
- Топливный бак и топливная система. Даже небольшое количество попавшей сюда воды зимой превратится в лед и застопорит работу всей системы. Еще до наступления холодов нужно промыть все бензином. Оставлять байк на улице надолго лучше с полным баком.
- Карбюратор. Его нужно предохранять от холодного воздуха и попадания влаги, снега или грязи. Для этого его прикрывают специальными металлическими шторками.
- Тросики, подшипники, втулки. Они также промываются бензином и смазываются более жидким маслом. Нужно делать это еще до того, как температура опустится ниже нуля.
Моторезина
Важный нюанс использования мотоцикла зимой – наличие специальной зимней резины. Без нее ездить очень опасно! Даже если дороги сухие, и на них нет льда, летние покрышки при низкой температуре становятся жесткими, ухудшается сцепление. Это приводит к тому, что тормозной путь увеличивается, байк начинает «водить» на дороге.
Что касается и покрышек с вкрученными в них саморезами или железными шипами, то это варианты для поездок по бездорожью, льду или для мотокросса. Для езды по городу зимой они не годятся. Какая резина подойдет? Мягкие покрышки с глубоким рисунком протектора и боковыми шипами обеспечат достаточное сцепление с дорогой.
Почему нельзя использовать металлические шипы для городской езды? Они разогреваются от трения об асфальт и плавят покрышку. К тому же их назначение – обеспечить сцепление в экстремальных условиях. Городские дороги редко покрыты толстым слоем льда, обычно на них смесь жидкого снега и грязи, поэтому резиновые «шашечки» и пониженное давление в шинах куда эффективнее.
Экипировка байкера
Правильная одежда играет важную роль, поэтому если вы хотите ездить зимой на мотоцикле и не болеть, то стоит подумать о собственной экипировке заранее. Независимо от того, используете вы байк как ежедневный транспорт или это ваше хобби, в холодное время года на вас обязательно должны быть надеты:
- шлем;
- куртка
- брюки;
- ботинки;
- перчатки.
Шлем обязательно должен быть с двойным стеклом. Под него надевается теплый подшлемник. Куртка и брюки нужны непродуваемые и водоотталкивающие – специальную одежду можно приобрести в магазинах для мотоциклистов. То же самое касается и ботинок – они не должны пропускать воду и быть достаточно теплыми. Их нужно покупать на размер больше, чтобы можно было надеть толстый носок, и нога при этом свободно двигалась. Перчатки годятся только высокие с широкими запястьями, чтобы воздух не задувал в рукава.
Ездить в обычной одежде в мороз не стоит. Мотоциклисты одеваются слоями: термобелье, софтшел и верхняя одежда, устойчивая к влаге и ветру. Благодаря этому байкер не потеет, но ему не холодно. Лучше один раз раскошелиться на подходящий комплект одежды, чем лечить воспаления и обморожения.
Навыки вождения
ПДД в нашей стране не запрещают зимнюю езду на мотоцикле. Но не спешите сразу же набирать привычную скорость. Ездить в холодное время года нужно максимально осторожно. Запрещается резко газовать, поворачивать руль или наклонять байк – такие действия гарантируют занос или срыв колеса. Труднее всего на скользкой дороге тормозить, поэтому, подъезжая к перекрестку или светофору, заранее сбросьте обороты двигателя, а затем используйте оба тормоза.
В холодные месяцы рано темнеет, ухудшается видимость на дороге, поэтому используйте более мощный свет. Старайтесь не попасть в колею – из нее сложно выбраться. Будьте внимательны при подъезде к рельсам – сбрасывайте перед ними скорость и старайтесь проехать по снегу.
Если следовать этим правилам, то зимняя езда на мотоцикле станет максимально комфортной и безопасной. Тем, кто только недавно получил права, не стоит разу же начинать ездить круглый год – лучше сначала набраться опыта. Затем можно начинать продлевать сезон, постепенно переходя на всесезонную езду.